Традиции первого космодрома планеты

© Фото : КЦ «Южный»Ракета-носителя «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-11» перед пуском с космодрома Байконур

Традиции сопровождают людей повсюду. Они очень сильны в воинских коллективах, среди летчиков и, конечно, не могли обойти стороной и первый космодром планеты — Байконур. Они зарождались в казахской степи тогда, когда до космоса оставалось «рукой подать», некоторые сохранились до наших дней, какие-то ушли в прошлое, одни получили известность, а о других знали очень немногие.

В бывших и нынешних традициях Байконура, в просторечии называемого «Байк», разобрался журналист РИА Новости.

Пройти за ракетой

Байконур строился как ракетный полигон, и для его формирования были направлены специалисты-ракетчики с полигона Капустин Яр, а также офицеры всех родов войск. Каждый привез на «Полигон номер 5», так тогда обозначался будущий космодром в официальных документах, что-то из традиций своей предыдущей службы.

Когда в 1957-м году на стартовый комплекс везли первую межконтинентальную баллистическую ракету Р-7, главный конструктор Сергей Королёв прошагал впереди неё по рельсам всю дорогу. Сопровождать ракету было обычным делом для Капустина Яра, и Королёв решил не нарушать заведённый порядок. Следом за ним шли ещё несколько руководителей.

В последующем Королёв постоянно сопровождал ракету хотя бы часть пути. Эта традиция жива и сейчас, но сопровождает ракету или встречает её на стартовом комплексе руководитель пускового расчёта – так называемый «стреляющий», который поворачивает ключ «на старт».

Не бриться

Во второй половине 1950-х в составе расчёта было немало ветеранов Великой Отечественной войны. Пуски ракет они воспринимали как боевую работу, а на войне бриться перед боем считалось плохой приметой, поэтому на космодроме они тоже не брились от вывоза ракеты до её пуска.

Эта традиция получила широкое распространение, и стартовые дни были единственными на космодроме, когда ни один командир не мог отправить подчинённого бриться.

Сейчас борода и щетина воспринимаются как модный тренд, а в советские времена к ношению усов и бороды подход был жёстким. Так что Байконур был единственной ракетной армией в составе Советской армии, где солдаты могли по несколько дней не бриться. Эта традиция соблюдается многими испытателями до сих пор.

Ровно в семь

Для каждой стартовой площадки установлено своё время начала вывоза ракеты на стартовый комплекс. На первую площадку («Гагаринский старт») ракету «Союз» начинают вывозить ровно в 7 часов утра по местному времени. На 31-ю площадку вывоз того же «Союза» начинается в 7.30, поскольку расстояние до нее от монтажно-испытательного корпуса составляет всего полкилометра.

Изначально в основу определения начала вывоза ракеты была положена рациональная идея – за светлое время суток выполнить положенные работы первого стартового дня. Но когда в конце 1990-х сборку ракеты «Союз» перенесли со второй площадки Байконура на 112-ю, время вывоза ракеты до «Гагаринского старта» выросло до двух часов.

Вместо того, чтобы начинать вывоз ракеты пораньше, было принято решение сохранить традицию. Поэтому до сих пор ворота монтажно-испытательного корпуса открываются для вывоза «Союза» в 7 утра по местному времени.

Бункер

За полчаса до старта ракеты «Союз» все специалисты занимают свои места в бункере, откуда ведется управление пусковыми работами. Помимо тех, кто сидит за пультами, в бункере находятся конструкторы систем ракеты-носителя и наземного комплекса управления, представители предприятий-изготовителей космической техники.

Места всех присутствующих жёстко распределены – пространства в бункере пуска немного, и необходимые специалисты плотно стоят друг к другу. Если кто-то выбывает, его место «по наследству» переходит к человеку, принявшему должность.

Когда в начале двухтысячных стартовый комплекс на площадке 31 космодрома Байконур переоборудовали под пуски ракет «Союз-2» с цифровой системой управления, громоздкие пульты в бункере пуска сменили на компактные компьютеры. Места стало гораздо больше, но среди присутствующих в бункере в первый раз возникла небольшая заминка: «Где теперь стоять?»

На определение новой расстановки потратили несколько минут. С тех пор эти места также закреплены за конкретными людьми.

Протоновский плов

В 1960-х годах Байконур бурно строится, начинаются пуски ракет «Протон» и «Циклон». Сразу сложилась традиция вывозить «Протон» на стартовый комплекс в 6.30 по местному времени и готовить «протоновский плов».

Ракета была огромной по тогдашним масштабам, с длительным циклом подготовки к пуску и токсичными компонентами топлива. В пусковой день после заправки ракеты и перед проведением заключительной подготовки, чтобы накормить солдат, стали делать большой казан плова.

С той поры прошли десятки лет, но в стартовый день повара готовят «протоновский плов», и сотрудники обедают, уходя после этого на работу.

Три формы

Не менее интересны были и традиции испытательного полка, запускавшего ракету «Циклон-2» и готовившего спутники для неё.

В этой части солдаты носили форму трёх видов Вооруженных сил СССР. Группа, готовившая спутники морской разведки «УС», была одета в морскую форму. Группа, испытывавшая спутники-перехватчики «ИС», носила форму ВВС. Ракетчики, испытывавшие ракету «Циклон-2», ходили в форме Ракетных войск стратегического назначения.

Офицеров в эту часть направляли из соответствующих видов Вооружённых сил. Традиции части и испытательных групп, их строевые песни и армейский сленг составляли причудливую смесь из обычаев трех видов Советской армии.

Ночная ракета

«Циклон-2» была уникальной ракетой — все 106 ее пусков были успешными. Сверхсекретная программа пусков породила специфический график подготовки к старту. Ракету вывозили на стартовый комплекс вечером, за ночь готовили, а к утру можно было проводить сам пуск.

Работа в ночи позволяла избегать назойливых «глаз» оптических спутников «вероятного противника». Такой график стал традицией, и даже появление радиолокационных спутников, способных «видеть» в любое время суток и при любых погодных условиях, ничего не изменило в привычном расписании работы – ракету готовили по ночам.

В начале 2006 года, когда стало ясно, что предстоит последний пуск ракеты «Циклон-2», пресс-служба «Роскосмоса» и космодрома попросили госкомиссию вывезти ракету в светлое время суток, чтобы этот процесс можно было снять. Члены госкомиссии и технические руководители были не против, но им пришлось трижды обсуждать этот вопрос, прежде чем они решились пойти на нарушение традиции.

Встречи до полета

С появлением пилотируемой космонавтики традиции Байконура получили космическое ускорение. Главным лозунгом для космонавтов стало – «должно быть, как всегда».

Накануне полета Юрия Гагарина на стартовом комплексе была проведена встреча пускового расчёта с будущим космонавтом. Тогда, в 1961 году, впервые за короткую историю полигона к 12 апреля расцвели тюльпаны, и букеты степных цветов женщины войсковой части подарили космонавтам.

На долгие годы встреча стартующего экипажа с боевым расчётом стала традиционной. В конце 1970-х её перенесли — сроки полётов увеличивались, и было решено не тратить драгоценное время космонавта на встречу с людьми, которые к тому же могли болеть и передать простуду космонавту.

Тогда экипаж стал приезжать на встречу с пусковым расчётом после завершения полёта. Сейчас эта традиция поддерживается в виде посещения экипажами музея космодрома, где они дарят байконурцам сувениры, а в ответ получают подарки от космодрома и копии стартовых ключей от Ракетно-космической корпорации «Энергия» (производитель космических кораблей «Союз» и «Прогресс», первоначальный разработчик ракет «Союз»).

Правильная кровать

В ночь с 11 на 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин спал в домике на второй площадке космодрома. На соседней кровати эту ночь провёл Герман Титов.

В августе, перед полётом на «Востоке-2», Титов лег спать на «гагаринскую» кровать, а на соседней спал дублёр.

Для всех полётов «Востоков» эта традиция была неизменной, а у экипажей «Восходов» (многоместная модификация «Востока») кровать Гагарина отдавалась командиру экипажа.

Сходить на колесо

Еще одна традиция возникла из чисто физиологических человеческих потребностей. Юрия Гагарина 12 апреля подняли в 5.30 утра. Переезд в монтажно-испытательный корпус, завтрак, проверка состояния организма, надевание скафандра.

Около 7 утра автобус из монтажного корпуса направляется к стартовой площадке. И тут Гагарин попросил остановить автобус и дать ему возможность помочиться на колесо автобуса. Короткая остановка, расшнуровка скафандра, обратная зашнуровка — и автобус вновь двинулся в сторону «старта».

Полёт был рассчитан на полтора часа, но в корабле «Восток» ассенизационного устройства не было. После штатной посадки дальнейший график был непредсказуем. В случае несрабатывания тормозного двигателя на «Востоке» полёт Гагарина должен был продлиться около суток до момента торможения корабля об атмосферу. Как бы то ни было, традиция появилась и соблюдается до сих пор.

Первое ускорение

Космонавтов на стартовом комплексе для посадки в корабль всегда бережно ведут под руки сопровождающие – шлем скафандра сужает обзор, да и сам скафандр – не самая лучшая одежда для прогулки по земле. На стартовом комплексе есть технологические выступы и неровности, и космонавтов мимо них заботливо обводят.

Когда экипаж оказывается у лестницы, ведущей к ракете, один из сопровождающих даёт каждому члену экипажа лёгкий шлепок ниже спины. Этот шлепок получил название «первое ускорение» и является одним из видов пожелания удачи.

Сто восемь минут Юрия Гагарина, которые изменили мир© РИА Новости / А. Свердлов

В тот день космонавт проснулся в половине шестого утра, а уже в 6.50 автобус привез его на космодром.

Традиции первого космодрома планеты1 из 25

В тот день космонавт проснулся в половине шестого утра, а уже в 6.50 автобус привез его на космодром.

Гагарин заложил основу еще одной традиции космодрома. К началу полётов кораблей «Союз» в городе Байконур (тогда он назывался Ленинск) построили гостиницу для космонавтов, а рядом заложили парк. Первый космонавт посадил в этом парке карагач, и с тех пор «космическая аллея» увеличивается каждый год.

Вначале космонавты сажали деревья после полёта, а в 1990-е годы стали сажать их перед стартом. Поскольку полеты космических кораблей назначаются и на зимние месяцы, то и посадка деревьев тоже происходит в любой сезон.

В 2018 году иностранные участники экипажа корабля «Союз МС-11» канадец Давид Сен-Жак и американка Энн МакКлейн сажали свои деревья 27 ноября 2018 года. Конечно, помощь им оказал командир экипажа Олег Кононенко, посадивший свое дерево на этой аллее ещё в 2008 году. Сейчас «крайним» деревом на этой аллее является карагач, посаженный Кристиной Кук 7 марта 2019 года.

Уже в июле аллея должна пополниться ещё одним саженцем – в космос впервые стартует американец Эндрю Морган, и тогда его дерево станет «крайним» — именно «крайним», так как космические традиции запрещают употреблять слово «последний» в отношении чего бы то ни было.

Белое солнце пустыни

Традиция просмотра экипажем в канун пуска фильма «Белое солнце пустыни» родилась в один из самых тяжёлых периодов отечественной космонавтики.

В 1971 году погиб экипаж корабля «Союз-11» — космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Больше года специалисты дорабатывали корабль и испытывали скафандры. Осенью 1973 года экипаж Василия Лазарева и Олега Макарова должен был отправиться в полёт.

Чтобы поднять настроение экипажа, им предложили посмотреть только вышедший на экраны страны фильм «Белое солнце пустыни». Фильм понравился. Следующий экипаж попросил, чтобы было «как всегда», и с того времени Фёдор Сухов, Павел Верещагин и красноармеец Петруха провожают в полёт все экипажи.

Трава у дома

Ещё в полёт космонавтов провожает песня «Трава у дома». Под этот космический хит экипажи много лет выходят из гостиницы в день пуска и садятся в автобусы, чтобы поехать на космодром.

Весь завершающий этап подготовки к пуску в Звездном городке и на Байконуре не только расписан по минутам, но еще и по категориям «сделать обязательно» и «делать ни в коем случае нельзя».

Так, 24 октября с Байконура пуски не проводят после двух катастроф, случившихся на космодроме в этот день в 1960 и 1963 годах. Церемония проводов в Звездном городке, перелёт на Байконур двумя самолётами, церемония встречи в аэропорту Байконура, хлеб-соль экипажу от персонала гостиницы, передвижение по космодрому на двух автобусах – «Звёздный» и «Байконур», сувениры – индикаторы невесомости, размещаемые в кабине корабля — всё это давно превратилось в традиции.

Конечно, постепенно что-то отмирает, появляются новые традиции, и этот процесс будет продолжаться, пока существует космодром и есть опасная, но очень интересная профессия — космонавт.

ТестНачать08:00

Источник: ria.ru

Share This Post

Post Comment